Характеристика Манилова! нипишите зз

характеристика Манилова! нипишите плииззз

  • Гоголь называет его человеком «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Главная черта в характере Манилова - это его бесформенность, неопределенность. «У всякого человека есть свой задор»,- говорит Гоголь, «но у Манилова ничего своего не было» - никаких человеческих желаний, увлечений. Можно увидеть, что на протяжении всего повествования о Манилове его сопровождают преимущественно блеклые серо-голубые краски. У его крестьян «серенькие бревенчатые избы». Лес неподалеку от его имения темнеет каким-то «скучно-синим цветом». День, когда к нему приехал Чичиков, «не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». В его кабинете стены выкрашены «какой-то голубенькой краской вроде .серенькой». Даже матерчатый шелковый капот у жены .Манилова «бледного цвета». У самого Манилова - голубые глаза, и т. д. Такие бесцветные краски выразительно подчеркивают бесцветность, неопределенность его характера. 

    Однако эту бесцветность, это отсутствие живых интересов помещик в глазах подобных ему людей (губернских чиновников, офицеров полка, в котором он служил) удачно прикрывает внешней приятностью обращения и манер. Но все это не более чем поза, внешность. Не случайно Гоголь подчеркивает: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Перед ними не просто один из людей, но тип, т. е. широко распространенное явление. Не случайно повествование о Манилове Гоголь начинает характерной формулой обобщения: «есть род людей, известных под именем: люди так себе…» 

    Какая деталь обнаруживает духовный примитивизм и ничтожность Манилова, несмотря на его стремление быть обходительным и учтивым? Какое впечатление производит маниловское признание о том, что он ездит в город «для того только, чтобы увидеться с образованными людьми»? Чем, по обыкновению, был занят Манилов дома? Как он относился к ведению своего хозяйства? О чем он думает после отъезда Чичикова? 

    Манилов - владелец более 200 крепостных душ, но хозяйством он совершенно не занимался. Оно, по выражению Гоголя, «шло как-то само собой». Единственным занятием Манилова были пустопорожние мечты. Так постепенно мы подводим к пониманию важнейших особенностей маниловской сути - его никчемности и бесхозяйственности. 

    Перед домом нет традиционного для дворянских усадеб сада или парка, а всего лишь «разбросанные по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций да пять-шесть берез с мелколистыми жиденькими вершинами… В доме его чего-нибудь вечно недоставало». Эпизод купли-продажи «мертвых душ» является своеобразной кульминацией каждой «помещичьей» главы. Именно в нем с наибольшей полнотой и выразительностью раскрываются важнейшие черты характера каждого владельца «крещеной собственности». Поэтому важно, чтобы учащиеся, отвечая на поставленный вопрос, увидели, что сцена торга Чичикова с Маниловым позволяет говорить обо всех пороках характера помещика сразу, ибо в ней обнаруживается одновременно и его умственная никчемность, и приторная слащавость в обращении, и его бесхозяйственность.

  • Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, создан­ном Гоголем, по его словам, «собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невы­годном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впе­чатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычур­ность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова, не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он назы­вает «храм уединенного размышления», а детям дает имена героев Древней Греции. Сущность характера Манилова — совершенная праз­дность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантас­тическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается благосклонно, все у него препочтительнейшие и прелюбезнейшие. Но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. О Манилове автор говорит: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Таким образом, автор дает понять, что образ Ма­нилова типичен для своего времени. Именно из сочетания подобных качеств и происходит понятие «маниловщина».